Новости ФранчКемп

Кейс начинающего франчайзи: как выбирать франшизу

Сказ про то, как предприниматель франшизу выбрал

На недавнее обучение франчайзингу в Пензе пришел франчайзи, который занимается доставкой полезной еды. Запрос был: “Понять, как развиваться во франчайзинге, и как все это работает”.

Мы удивились. Предприниматель работает уже 4 месяца! Стали расспрашивать подробнее о франшизе, открыли сайт франчайзера. Узнали нюансы:
  • В сети 4 франчайзинговые точки и одна собственная
  • Управляющая компания состоит из семейной пары, где муж занимается общением с франчайзи и передачей материалов, а жена - юридическим направлением
  • За 4 месяца был 1 созвон, и никакого обмена опытом
  • Материалы, составляющие ноу-хау - это рецепты полезных блюд
  • Проверки качества и соответствия готового продукта стандартам не производилось
  • Стоимость паушального взноса - 350 т.р. с эксклюзивом на регион
  • Роялти не привязаны к обороту и составляют фиксированную сумму - 15 т.р.
  • Маркетинговая поддержка со стороны франчайзера: добавили отдельный лендинг региона на сайт, полностью скопированный с трех лендингов других точек
Имея эти вводные, как бы вы оценили привлекательность франшизы?

И самое интересное! Предприниматель купил на свободном рынке эту франшизу, просто оценивая все предложения, касающиеся образования и общепита. Решение было принято, исходя из рекламного поста в социальной сети известного франчайзингового маркетплейса.
"На чем основано решение?" - спросили мы.
"Просто понравилось описание"
Предприниматель рассказал, что на данной момент никакой поддержки нет. Материалы, кроме брендбука и рецептов, не были переданы (потому что их, скорее всего, и не существует, ведь это очень молода франшиза). Собственная точка в другом городе через 2000 км работает хорошо с высокой доходностью.

Обучение франчайзингу

Мы двигались планомерно: обсудили, как работает франчайзинг, что такое бизнес-модель, какие есть потоки доходов и расходов, кто является потенциальными ключевыми партнерами франчайзи, какие методы продвижения могут быть и пр. Все это было открытием для нашего героя, и он прилежно записывал и рисовал схемы практической части.

На блоке с юридическими аспектами предприниматель вместе с нами впервые внимательно прочитал договор, ориентируясь на те красные и зеленые флаги, о которых мы рассказали. Только теперь стали понятны многие пункты. Договор оказался лицензионным и очень даже неплохим.

Про договор франчайзинга

Например, в разделе о передаче материалов было указано много того, что на самом деле не было передано. Но это хорошо, это повод пойти к франчайзеру и поинтересоваться, в какие сроки можно получить оговоренные материалы.

Правильно сформулировано и указано про эксклюзив территории, права и обязанности обеих сторон. При этом не говорится о том, какой штраф назначен при нарушении территории.

Как думаете, это хорошо или плохо?

При отсутствии штрафов за нарушение эксклюзива территории недобросовестный франчайзи мог бы порадоваться, ведь он может выходить за свои границы и получать доход из других регионов. Но при этом он оказывается и сам не защищен, потому что любой другой недобросовестный франчайзи из сети может сделать то же самое. И франчайзер при этом не будет иметь никаких весомых аргументов - в договоре они не прописаны.

Также оказалось, что срок действия договора - 1 год. И расторгнут он может по уведомлению любой из сторон за месяц до срока окончания договора (без согласия другой стороны). Как вы считаете, это разумные условия?

В случае (особенно) с молодой франшизой такой срок может быть опасен. Первый год работы даже в самой хорошей франшизе - самый сложный. Далеко не во всех проектах срок окупаемости менее года. При этом необходимо прикладывать много усилий, чтобы нарабатывать репутацию и хорошее имя, но не самому предпринимателю, а, естественно, бренду компании.

И представьте себе ситуацию, когда весь год франчайзи работает на бренд, еще даже не получая разумной доходности, и через год договор расторгается в одностороннем порядке, а эксклюзив на территорию продается уже за гораздо большие деньги новому предпринимателю, который окажется в более приятной ситуации - ведь про данный бренд уже знают в регионе.

В остальном договор оказался хорошим, по нему стало ясно, что франшиза планирует развиваться, просто пока, видимо, сама нащупывает путь. И об этом можно честно поговорить с франчайзи, продолжая работать в связке.

Как вам такие истории? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там мы рассказываем многое интересное о франчайзинге.
2025-01-14 11:56