Новости ФранчКемп

О гастрорынке

Рынок общественного питания в России переполнен?

Согласно данным исследований TADVISER, за последние два года оборот общественного питания вырос на 47% до 2,83 трлн рублей. Одно из последних новшеств в расширении рынка – точки общепита в жилых комплексах. Доля таких заведений в России быстр растет. Эта популярность связана прежде всего с долгоиграющими последствиями пандемии, с изменением образа жизни потребителей и экономической эффективностью для бизнеса.

Согласно рейтингу портала TopFranchise, в топ-10 франшиз 2023 года входят несколько франшиз общественного питания: например, международная сеть пекарен «Настоящая пекарня» и кофейня "Шоколадница". Также, по мнению портала BuyBrand, лидерами в сегменте HoReCa являются "Coffee Like" и "Суши-маркет".

Последствия COVID-19

Коронавирус очень сильно повлиял на всю сферу предпринимательства. Что касается ресторанной отрасли, после эпидемии люди привыкли к сервисам доставки. При отсутствии времени и сил стало намного удобнее выбирать еду в приложении, чем идти в какое-то заведение. Благодаря доставке на дом точки общественного питания расширили свою клиентскую базу, так как потребители получили возможность заказать желаемое из любой точки города вне зависимости от местоположения заведения.

Культура и низкий процент безработицы

Рост оборота также связан с культурными изменениями и большой занятостью населения. Согласно данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в 2023 году уровень безработицы в России достиг исторического минимума и составил 2,9%. После тяжелого рабочего дня людям часто не хватает сил стоять у плиты и готовить на всю семью, поэтому общепит становится идеальным решением. Кроме того, раньше детей с детства учили основам кулинарии даже в школе, теперь же приоритеты сместились в сторону карьеры, особенно среди женской части населения.

Что интересует потребителя?

Что касается тенденций, увеличение спроса потребителей на премиальные ингредиенты приводит к быстрому набору популярности мест, предлагающих необычные, экзотические блюда. Зарубежная кухня, а особенно корейская, только набирает обороты.
Максимилиан Маликов, бренд-директор сети «Крошка Картошка», дал интервью изданию «retail.ru». По его мнению, фастфуд с использованием премиальных ингредиентов, таких как креветки и трюфельные грибы, сейчас является одним из «самых жизнеспособных форматов».
Потребитель интересуется чем-то новым и необычным, но в то же время старается экономить свои время и силы, поэтому основным критерием успеха в нынешнее время являются эксклюзивность и эффективность маркетингового отдела. Наиболее популярные методы привлечения клиентов – посты в соцсетях и создание искусственного спроса, что приводит к ажиотажу.
Проблемы: конкуренция, ставка ЦБ РФ и дефицит кадров

В то же время, на фоне стремления всех заведений к уникальности новым общепитам становится сложнее выделиться и привлечь аудиторию. Конкуренция зашкаливает, а придумать оригинальную концепцию, которая точно «выстрелит», проблематично. Отсутствие новаторской идеи может заведомо привести к краху.
В список аккредитованных франшиз для конкурса на получение инвестиций бизнеса по франчайзингу FranchCamp входят 2 франшизы из сферы общественного питания: "Cupslocker" и "Даблби".
Кроме того, сейчас в России высокая ключевая ставка ЦБ РФ, в связи с чем кредиты на бизнес выдаются по более высоким процентам. (С мерами поддержки бизнеса можно ознакомиться на нашем сайте).

Еще одна важная проблема – дефицит квалифицированных кадров и консервативные привычки нашего населения. Несмотря на тенденцию повышения интереса к новому и необычному, шеф-повара вынуждены следовать желаниям народа.
Как отметил Константин Ивлев, ведущий передачи «Адской кухни», во время интервью для издания «Афиша Daily», «при любом раскладе мы любим щи, борщи и карбонару, особенно если пришли в красивый ресторан, а когда не находим в меню что‑то близкое, расстраиваемся». Также он отметил, что для продвижения своих вкусов «шеф-повар все-таки должен быть одновременно владельцем ресторана».
Гадать и делать «гастропрогнозы» бессмысленно, поэтому важно помнить, что у всего есть свои плюсы, минусы и риски.