Франчайзинг в 2023 году. Покупатели, спрос, ошибки в рекламе
С конца прошлого года рынок франчайзинга вернулся к своей классической модели развития. Выраженная сезонность, просадки в период летних отпусков, подъёмы в начале и конце года, стабильный рост рынка на 10-20% в год.
Потрясения 2022 года, временный отток платёжеспособной аудитории, нарушения в логистике из-за санкций не привели к кризису. Панические настроения инвесторов и отсутствие уверенности в будущем отступили, вновь начались процессы долгосрочного планирования.
Подтверждение этому можно увидеть по итогам десяти месяцев 2023 года. По данным каталога Businessmens.ru, среднегодовое количество заявок на покупку франшиз увеличилось на 28% по отношению к предыдущему году. Это выше стабильной отметки роста, но объясняется частично отложенным спросом прошлого года с его серьёзными просадками.
По итогам десяти месяцев 2023 года лидерами по приросту заявок на покупку стали категории «Кофейни», «Туристические франшизы» и «Пункты выдачи заказов». Количество заявок на каждую из них увеличилось больше, чем в два раза по отношению к 2023 году. Общая отличительная черта для них всех- бизнес по таким франшизам не требует капитальных вложений на старте, а аудитория максимально широкая.
Общим падением спроса отметились категории «Аптеки», «Производство» и «Финансовые франшизы». Все они за последние два года были популярны, поэтому сейчас наблюдается закономерное снижение.
Также стало понятно, что за последний год процентное соотношение спроса на франшизы изменилось в сторону более дешёвых. Так, в 2023 году франшизы с вложениями менее миллиона рублей получили 80% всего спроса. В то время как в 2022 году этот показатель не превышал 76%. Но также увеличилось количество заявок и на серьёзный бизнес. Доля франшиз с вложениями более 6 млн рублей среди всех предложений дороже миллиона составила в 2023 году 12%, поднявшись на 3,1 процента по сравнению с предыдущим годом.
С одной стороны, видно смещение акцентов на более дешёвые предложения, которые и так были всегда популярнее дорогих; с другой стороны, подняли активность и серьёзные инвесторы, готовые запускать капитальный бизнес.
2024 год, если не случится неожиданных изменений, продолжит линию стабильности и роста во франчайзинге. Покупателей станет ещё больше. А компаниям уже сейчас нужно думать о том, как их привлечь.
Классические ошибки при рекламе франшизы в каталогах
В связи с тем, что рынок франчайзинга вновь вышел на стабильную линию и плавные сезонные изменения, а франчайзерам стало проще прогнозировать результаты, которые может дать реклама, специалисты Businessmens.ru составили топ-3 классических ошибки при размещении в каталогах. Избегайте их, и вы сможете ощутимо улучшить конверсию от рекламы.
1) Описание
Описание франшизы в каталоге – не презентация, не биография и не социальные сети. Единственное его задача – побудить покупателя оставить заявку и уйти к вам на следующий круг воронки. Но часто в каталогах либо текст на два-три предложения, либо рассказ о инновациях, всемирных целях, дружной команде и печеньках. Ни там, ни там нет самого главного – конкретных фактов,. Нужно четко указать, что даст покупка вашей франшизы человеку (никто не захочет отдавать 350 тысяч паушального взноса, если взамен ему обещают только «опытность и возможности»). Некоторые каталоги берут на себя написание текстов, но основой всё равно остаются ваши факты о франшизе.
2) Срок размещения в каталоге
Во франчайзинге срок закрытия сделки длинный. Переговоры могут занимать от недель до месяцев. Эффект от такой рекламы не моментальный. Если каталог для вас новая площадка, откажитесь от мысли о тестовых и минимальных периодах. Выбирайте недорогой тариф с длительным сроком размещения и смотрите на количество заявок. Короткие периоды с большим набором допуслуг подходят уже опытным - тем, кто знает, чего ждать.
3) Связь с покупателем
Классическая ошибка франчайзера – получить заявку от покупателя через каталог, направить ему на почту КП и ждать, что он бросится после этого покупать. Ещё более неподобающая ситуация, когда менеджеры франшизы начинают звонить покупателям через 5-7 дней после получения заявки. А, не дозвонившись с первого раза, вычёркивают заявку из списка лидов.
Франчайзинговых предложений много. Пока вы думаете, с клиентом уже свяжется другая франшиза и продаст ему себя. Идеально, если все заявки с каталогов вы обрабатываете день в день. Звонком, а не одним безликим письмом. Задача рекламы в каталоге – дать вам тёплый лид. Продать ему можете только вы.
Рынок франшиз не отличается обилием рекламных инструментов. А без рекламы при такой конкуренции расширение сети и продажа франшизы в другие регионы невозможна. Побеждает в борьбе за клиента тот, кто чётко знает, какой результат ему нужен, и прикладывает для этого все усилия. Помимо франчайзинговых методов продвижения можно использовать стандартные инструменты - несколько способов рассказали здесь.