Прямой и обратной франчайзинг - что выбрать?
Франчайзинг - это модель масштабирования бизнеса, которая позволяет предпринимателям использовать уже успешный бренд, бизнес-модель и опыт франчайзера для запуска своего бизнеса. Существует две основные модели франчайзинга - прямой и обратный, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества.
Прямой франчайзинг - это модель, при которой франчайзер передает франчайзи права на использование своей торговой марки, бизнес-процессы, технологии и другие ресурсы. В этом случае франчайзи активно участвует в процессе запуска и управления бизнесом:
Основные преимущества прямого франчайзинга:
Правильный франчайзер поддерживает своих франчайзи и обеспечивает им безопасный вход на рынок. Надежных франчайзеров можно найти, например, в Банке Проверенных Франшиз. Поддержка со стороны владельца бренда и бизнес-модели происходит по следующим направлениям:
Обратный франчайзинг - это модель, при которой франчайзер берет на себя большую часть ответственности на управление и развитие бизнеса франчайзи. Франчайзер управляет бизнес-процессами, контролирует и формирует ассортимент, занимается поставкой товаров и формирует ценовую политику. Франчайзи в данном случае получает право использовать готовую бизнес-модель, выплачивая франчайзеру определенный процент от выручки. Франчайзи также берет на себя все остальные операционные задачи, следит за развитием и улучшает свою франшизу, но основная финансовая нагрузка остаётся на франчайзере.
Основные преимущества рассматриваемой модели франчайзинга:
- Инвестирует собственные средства;
- Находит место для открытия точки;
- Арендует офис;
- Нанимает персонал.
Основные преимущества прямого франчайзинга:
- За счет прямого контроля над бизнесом и отсутствия посредников, франчайзи имеет возможность получать больше прибыли. За исключением роялти франчайзи забирает весь доход себе;
- Проще организовать и дешевле создать для начинающих предпринимателей, прямой франчайзинг больше подходит для малого и среднего бизнеса.
Правильный франчайзер поддерживает своих франчайзи и обеспечивает им безопасный вход на рынок. Надежных франчайзеров можно найти, например, в Банке Проверенных Франшиз. Поддержка со стороны владельца бренда и бизнес-модели происходит по следующим направлениям:
- Техническая поддержка. Франчайзер предоставляет доступ ко всей информации, то есть передается бизнес-инструкция со всеми секретами и ноу-хау;
- Консультационная поддержка. Франчайзер сопровождает, обучает партнеров, помогает в трудных ситуаций, мотивирует к развитию;
- Заключение договоров с поставщиками. В большинстве случаев головная компания предоставляет франчайзи своих поставщиков;
- Контроль качества. Проверяется соответствие качества стандартам бренда франчайзера.
Обратный франчайзинг - это модель, при которой франчайзер берет на себя большую часть ответственности на управление и развитие бизнеса франчайзи. Франчайзер управляет бизнес-процессами, контролирует и формирует ассортимент, занимается поставкой товаров и формирует ценовую политику. Франчайзи в данном случае получает право использовать готовую бизнес-модель, выплачивая франчайзеру определенный процент от выручки. Франчайзи также берет на себя все остальные операционные задачи, следит за развитием и улучшает свою франшизу, но основная финансовая нагрузка остаётся на франчайзере.
Основные преимущества рассматриваемой модели франчайзинга:
- Франчайзи инвестирует свои средства в развитие бизнеса, но не управляет финансами, этим занимается головная фирма;
- Возможность избежать часто совершаемых ошибок новичками в бизнесе, а также получение поддержки от франчайзера при открытии филиала, закупке товара и контроле доходов;
- Франчайзер помогает франчайзи в раскрутке бизнеса;
- Франчайзи получает процент с осуществленных продаж;
- Минимизация рисков и вложений, если сравнивать с обычной франшизой и приобретением ценных бумаг.
Выбор между прямым и обратным франчайзингом зависит от целей и возможностей предпринимателя. Важно тщательно изучить обе модели, оценить свои возможности и ресурсы, а также провести анализ конкретного рынка и бизнес-среды. Независимо от выбора модели, успешное развитие франчайзингового бизнеса требует тщательного планирования, профессионального подхода и постоянного внимания к потребностям клиентов и изменениям на рынке.
Обсудить эти и другие вопросы по франчайзингу можно в нашем телеграм-канале, присоединяйтесь!