Новости FranchCamp

Перемены российского предпринимательства

Предпринимательство в сложной ситуации

В условиях стремительно меняющейся экономической и рыночной среды малому и среднему бизнесу (МСП) в России приходится проявлять максимальную гибкость и искать новые решения для роста и развития. Сегодня многие предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда привычные инструменты и стратегии перестают работать: продукт не меняется, команда действует слаженно, деньги приходят, но темпы роста начинают замедляться. Чтобы преодолеть этот кризис и выйти на новый уровень, требуется три ключевых компонента — новые подходы, трезвый взгляд со стороны и пространство для концентрации на главном.

Факты, формирующие реальность малого и среднего бизнеса в России

  1. К началу 2025 года число субъектов МСП в России достигло рекордных 6,7 миллионов, что отражает устойчивый рост предпринимательства в стране.
  2. Обороты малого бизнеса увеличились на 7% в первом полугодии 2025 года, причем динамичнее всего растут регионы за пределами Москвы — Красноярский край, Ленинградская и Московская области показывают рост более 10%.
  3. По итогам 2023 года на 100 ликвидированных компаний приходится 187 новых, что свидетельствует о высокой предпринимательской активности даже в нынешних условиях постоянных вызовов.
  4. В современных условиях более 29 миллионов сотрудников работают в секторе МСП, на 29% больше, чем пять лет назад, что говорит о значимости МСП в экономике и социальной стабильности. Всю экономику развивает именно этот сектор.
«Незнание не важно и не страшно, если вы делаете действия. Вы являетесь результатом своих действий, а не знаний», — Оскар Хартманн, основатель и инвестор 150 международных компаний с общей капитализацией $20 млрд, ТОП-18 бизнес-ангелов мира.

Почему прежние методы перестают работать

Ситуация у большинства предпринимателей одинакова: ежедневная операционная нагрузка съедает время и силы, стратегия становится фрагментированной, решения шаблонными, а выход на новые рынки и увеличение выручки тормозится. Это связано с разными причинами:
  • Рынок динамично меняется — новые технологии, сдвиги в потребительском поведении и внешнеэкономические вызовы заставляют бизнес быстро адаптироваться.
  • Медиаинфляция и рост стоимости маркетинга усложняют привлечение клиентов привычными способами.
  • Ограниченный доступ к финансам и необходимое обновление продуктовой линейки требуют нестандартных решений.

Как предприниматели в России выходят из сложных ситуаций

Отовсюду мы слышим о том, что российские бизнесмены всё чаще выбирают стратегию гибкости и инноваций. А другие и не выживают на этом зубастом рынке. Вполне очевидные приемы продолжают помогать выживать МСП:
  • Диверсификация бизнеса и выход на новые ниши
Многие компании расширяют продуктовую линейку, в том числе в быстрорастущих сферах — IT, электронная коммерция, внутренний туризм, услуги красоты и стритфуд. Например, предприниматели в регионах наращивают обороты за счет локальных развлечений и доставки еды, используя цифровые платформы для удобства клиентов.
  • Внедрение цифровых инструментов и автоматизация
Использование искусственного интеллекта и автоматизированных систем помогает оптимизировать затраты и процессы, освобождая время для стратегических задач. Например, некоторые розничные сети уже внедряют ИИ для анализа продаж и управления персоналом, что снижает затраты.
  • Использование государственной поддержки и программ развития
В 2025 году действует новый федеральный проект «Эффективная и конкурентная экономика», направленный на поддержку МСП, а также введена категория МСП+ для компаний, перешедших на новый уровень — все это расширяет финансовые и консультационные возможности для предпринимателей. Мы даже записывали вебинар "Где взять деньги на бизнес?", в котором подробно рассказывали о разных способах получить самые дешевые деньги даже при такой ключевой ставке.
  • Создание пространства для сосредоточения и получения внешнего взгляда
Многие предприниматели по-прежнему испытывают нехватку времени для отрыва от операционной работы. В этом помогают консультации, бизнес-акселераторы и наставничество, которые позволяют получить свежий взгляд на стратегию и выявить «узкие места» развития.
«Привычка действовать — мышца, которую можно и нужно тренировать», — Оскар Хартманн.

Что поможет оставаться на плаву

В быстро меняющемся бизнес-ландшафте выживают и развиваются те компании, которые способны не только оперативно реагировать на изменения, но и системно выстраивать новые подходы. Помимо перечисленных пунктов сегодня малому и среднему бизнесу необходимо тесно общаться, строить коллаборации, искать поддержку у тех, кто уже имеет опыт разных ситуаций, в том числе потерь и восстановлений. Если сфокусироваться на главном, то логично ставить перед собой такие стратегические задачи:
  • Максимально освободить ресурсы для перестройки и роста
  • Активно искать новые рынки и возможности
  • Использовать внешние экспертизы и профессиональную поддержку
«В мире, где в любом телефоне есть вся необходимая человеку информация, качество нашей жизни зависит только от качества вопросов, которые мы задаём. Какие вопросы мы задаём, такие ответы и находим».
В октябре и ноябре мы будем в крупных городах РФ и ближайшего зарубежья рассказывать о нашем опыте в составе большого тура Оскара Хартманна "Охота за единорогами".
Наше путешествие будет таким:
10 октября Минск
21 октября Владивосток
26 октября Новосибирск
28 октября Екатеринбург
1 ноября Казань
4 ноября Санкт-Петербург
6 ноября Тбилиси
8 ноября Сочи
10 ноября Ростов-на-Дону
В каждом городе днём пройдет практикоориентированный бизнес-форум, а вечером — бизнес-стендап Оскара Хартманна. Поговорим без иллюзий о том, что действительно работает в бизнесе.

Business StandUp Тур Оскара Хартманна — день, который поможет принять сильные управленческие решения.
Присоединяйтесь! Возможно, это единственный шанс увидеть такой состав спикеров вживую в вашем городе и пообщаться на интересующие вас темы.